ФЭНДОМ

Шаблон:НП Алу́пка (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh) — город на Южном Берегу Крыма, входит в Ялтинский регион республики (выделен тёмным на карте-врезке). Население 8 745 человек.

Алупка — приморский климатический курорт Южного берега Крыма, расположенный на южном склоне Крымских гор, возле подножия горы Ай-Петри.

География Править

Климат Править

Средняя температура января-февраля +3..+4° С, августа +24,6° С. Осадки — 400 мм в год, количество солнечных часов в году — 2 150, относительная влажность воздуха — 69 %. Купальный сезон продолжается с марта по октябрь (средняя температура воды летом +22 .. +28° С).

История Править

Наиболее старое поселение на территории современной Алупки датируется восьмым тысячелетием до нашей эры.

Первое упоминание о городе относится к 960 году (время хазарского владычества в Крыму). Поселение названо «Алубика».

В XIVXV столетиях тут находился опорный пункт генуэзцев под названием Лупика.

В 14751774 годах Алупка была коронным владением Османских султанов.

После присоединения Крыма к России (1783), Алупка принадлежала князю Р.Потёмкину, с 1823 перешла во владение М.Воронцова, который построил здесь дворец.

В начале XX века Алупка становится популярным курортом, на её территории строится около двухсот частных курортных объектов.

В разные годы тут проходили лечение и отдыхали Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Сергей Рахманинов и другие.

После гражданской войны в Алупке были организованы 22 здравницы. В 1920-х и 1930-х годах планомерно создавалась инфраструктура населённого пункта, строились курортные учреждения.

В 1938 Алупка получила статус города. На 1941 год в ней работали 24 здравницы разного профиля, 3 школы, больница и другие учредения.

В 1970-х и 1990-х годах в восточной части Алупки был построен пансионат «Воронцов», а в западной — «Южнобережный».

Экономика Править

Файл:Vorontsov Ai Petri.JPG

Сейчас в Алупке действуют здравницы: санаторий Министерства Обороны Украины (лечение органов дыхания); детский санаторий «Алупка»; недавно перепрофилированный в санаторий матери и ребенка сан. «Южнобережный» (общесоматический профиль); детский санаторий им. А.Боброва, единственный на Украине в котором лечат костный туберкулез у детей. Производственное объединение «Массандра» (цехи выдержки крепких вин типа «Мадера», «Портвейн красный», производственно-дегустационный), лесничество.

Транспорт Править

Город расположен в 17 км от Ялты с которой имеет автобусное и морское сообщение. Номера маршрутов следующих до Алупки и через Алупку: № 26 (до Симеиза, через Кореиз, Алупку),№ 36 (из центра Ялты через Алупку в Аквапарк, Кацивели) № 27,32 — конечная Алупка, Воронцовский дворец, № 42(по трассе до Симеиза, через верхнюю Алупку (новый район). С центром Крыма и прочими населёнными пунктами Алупка соединяется автотрассой СевастопольЯлтаСимферопольФеодосия; городской транспорт — один кольцевой маршрут автобуса (№ 10).

Социальная сфера Править

В городе действуют две общеобразовательные и одна детская музыкальная школы, республиканская санаторная школа-интернат (лечение органов дыхания); больница, поликлиника, городской центр культуры, база производственно-художественной практики студентов Санкт-Петербургской академии искусств; две библиотеки, две гостиницы, отделения банков: Укрсоцбанк,Сбербанк Украины. В городе есть религиозные общины: две христианские — православная и евангельских христиан-баптистов и одна мусульманская община.

Памятники Править

Главная достопримечательность города — Воронцовский дворец и прилегающий к нему парк. В Алупке родился участник Великой Отечественной Войны дважды Герой Советского Союза лётчик Амет-хан Султан. Сейчас в городе открыт его музей.

В городе также находятся музей заслуженного художника Украины Я.Басова и памятник профессору А.Боброву.

В 1972 году в Алупке был открыт ландшафтный парк площадью 40 га, являющийся памятником садово-паркового искусства. В парке собрано более 200 разновидностей и форм деревьев и кустарников.

Известные горожане Править

Дополнительная информация Править

Именем «Алупка» названа малая планета № 2508.

Ссылки Править

На Викискладе Category:Alupka

Шаблон:Tavr-geo-stub Шаблон:Города Крыма Шаблон:Ялтинский горсовет Шаблон:Черноморские курорты