ФЭНДОМ

Шаблон:НП

Файл:AlushtaPanoram.jpg

Алу́шта (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh) — город в Крыму, известный курорт. Имеет статус города республиканского подчинения, расположен на южном берегу Крыма. Алуштинский регион Крыма (так называемая «Большая Алушта») — территория, подчинённая Алуштинскому горсовету (выделена тёмным на карте-врезке), включает в себя помимо собственно Алушты ряд посёлков.

Современное имя города — Алушта — это искажённая форма изначального греческого названия Алустон, которое переводится как «неумытый». Генуэзское название города в капитанстве Готия — Луста.

География Править

Климат Править

Алуштинский курорт имеет несколько перевалов, благодаря которым постоянно происходит перемещение воздушных масс с равнин полуострова к морю и обратно. В связи с этим климат характеризуется жарким летом и мягкой зимой. Средняя температура самого холодного месяца — февраля — +2,9 °C, а самого тёплого месяца — июля — +28,3 °C. Климат отличается сравнительной сухостью, большая часть осадков выпадает с октября по февраль. Общая продолжительность солнечного сияния составляет 2321 час в год.
Температура воды даже в самый холодный период не снижается ниже +8 °C. Купальный сезон — с мая по октябрь. В эти месяцы средняя температура воды составляет +17,5 °C. Самое тёплое море бывает в июле-сентябре, когда температура достигает +22-23°С. Летом штормы редки и кратковременны. Обилие солнца, свежий воздух, тёплое море и живописные горы — вот важные составляющие, делающие Алушту прекрасным климатическим курортом.

История Править

Крепость Алустон была построена по приказу императора Юстиниана I в VI веке. На протяжении средних веков Алустон был важным опорным пунктом для всех государств, владевших Южным берегом Крыма: Римской (Византийской) империи, Хазарского каганата, княжества Феодоро. В период правления генуэзцев город был одним из укреплённых центров Капитанства Готия (так называлась часть генуэзских владений в Крыму, простиравшаяся примерно от Фори (Фороса) до Алустона) и являлся предметом постоянных военных конфликтов между генуэзцами и княжеством Феодоро. Итальянцы называли город Луста. До сегодняшнего дня сохранилась лишь две башни средневековой крепости.

После завоевания Южного побережья Крыма Османами, Алушта потеряла своё военное значения и оставалась маленьким рыбацким городком. Во времена османского правления она входила в состав Судакского кадылыка.

После вхождения Крыма в состав Российской империи и образования Таврической губернии Алушта стала центром волости Симферопольского, а затем Ялтинского уездов. В конце XIX — начале XX века Алушта стала приобретать популярность как курорт и в 1902 году получила статус города.

В тоже время стало развиваться курортное предместье Алушты, входящее сегодня в состав города и называемое Профессорский уголок. Первоначально местность называлась Тырнак или Тернак (Шаблон:Lang-crh — ноготь), затем получило название Профессорский Уголок, затем Рабочий Уголок (с 1920 года), и наконец (с 2001 года) снова Профессорский Уголок.

Сильный ущерб городу причинила немецкая оккупация, длившаяся с 4 октября 1941 г. по 15 апреля 1944 г. Более 500 жителей Алушты погибло от рук оккупантов, 231 человек был угнан на работы в Германию. Ещё более город обезлюдел после депортации крымских татар 18 мая 1944 г.

В послевоенные годы Алушта развивалась как приморский курорт, было построено много новых пансионатов и домов отдыха.

Население Править

  • 1805 год — 208 чел. (все крымские татары)
  • 1926 год — 4 800 чел. (2 070 крымских татар, 1 450 русских, 480 украинцев, 270 евреев, 250 греков, 30 немцев, 20 армян, 10 болгар)
  • 1939 год — 9 689 чел.
  • 1989 год — 36 413 чел.
  • 2001 год — 29 781 чел.
  • 2006 год — 29 900 чел.

Русские составляют большинство населения города. По данным всеукраинской переписи населения 2001 года в населении района присутствовали следующие этнические группы:

Файл:Monument to Liberators of Alushta.jpg

Экономика Править

В Алуште расположен завод железобетонных конструкций, молоко- и хлебокомбинаты. Также в городе есть 4 винодельческих завода, входящих в НПАО «Массандра», которые производят более 20 популярных марок вин. Промышленность носит обслуживающий характер, основные доходы горожан и приежающих летом на заработок жителей других регионов Крыма и Украины связаны с туристами. С 2004 года пляжи Алушты стали платными. [2]

Имеется гослесхоз, государственное охотничье хозяйство.

С 1959 действует уникальная для СНГ междугородняя троллейбусная линия Симферополь — Алушта, которая в 1961 продлена до Ялты. В городе есть пристань, троллейбусный и автобусный вокзалы.

Социально-гуманитарная сфера Править

На территории города находятся Крымская горно-лесная научно-исследовательская станция Украины, институты лесного хозяйства и агролесомелиорации. На территории Алушты есть 13 общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, ПТУ. Медицинское обслуживание осуществляют городская больница с 7 отделениями, 3 поликлиники, в частности зубопротезная, и женская консультация. Есть 2 библиотеки, отделения банков.

Достопримечательности Править

Файл:AlushtaFortress.jpeg
  • Крепость Алустон (VI ст.)
  • Башни XIII—XV ст.
  • Средневековое укрепление Фуна (XII—XV ст.).
  • Дача купца Н. Д. Стахеева.
  • «Голубка» — дача генерала Голубова.
  • Церковь Феодора Стратилата.
  • Мечеть Юкары-Джами.
  • Косьмо-Дамиановский (Козьмодемьяновский) монастырь.
  • В городе — памятники А. С. Пушкину, М.Горькому, С. Сергееву-Ценскому, А. Грибоедову, членам правительства Республики Таврида, расстрелянным в 1918 году, памятные знаки в честь крымских партизан и советских воинов-освободителей.

Музеи Править

  • Алуштинский филиал Центрального Музея Тавриды (бывшего Крымского краевеческого музея).
  • Музей природы крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства. На территории заповедника — целебный источник минеральной воды со значительным содержимым серебра.
  • Алуштинский литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
  • Литературный музей И. С. Шмелёва.
  • Дом-музей академика архитектуры А. Н. Бекетова.

Культурные коллективы города Править

  • Алуштинский духовой орестр «Алушта»
  • Казачий хор Алуштинской казачьей общины Крымского казачьего Союза (МСКТ)

Казачьи организации Править

Алуштинская казачья Община «Казачья Сила» — одна из самых больших казачьих общин в Крымском казачьем Союзе Международного союза казаков Тавриды (объединение казаков ближнего зарубежья), играет большую роль в общественой жизни города. Община проводит охрану общественного порядка: на мероприятиях проводимых городом, а также церковных праздниках и в Храме Всех Крымских Святых. Главные цели казачества: возрождений казачий традиций, воспитание молодёжы, укреплять Русскую Православную Церковь в Алуштинском регионе и в Крыму.

Города-побратимы Править

Алушта имеет шесть городов-побратимов в шести странах мира

Страна Город
Шаблон:Флаг США США Санта Круз (страница на англоязычной версии)
Шаблон:Флаг Финляндии Финляндия Яянекоски
Шаблон:Флаг России Россия Дубна
Шаблон:Флаг Италии Италия Капри
Шаблон:Флаг Турции Турция Синоп
Шаблон:Флаг Польши Польша Джержденьёв

Примечания Править

  1. Дністрянський М. С. Етнополітична географія України. Львів: Літопис, 2006. С.452-453.
  2. Надежда Минина — Примитивная экономика гор и моря

Ссылки Править

На Викискладе Category:Alushta

Шаблон:Города Крыма Шаблон:Черноморские курорты

Шаблон:Tavr-geo-stub