ФЭНДОМ

Шаблон:НП Бахчисара́й (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh) — город в центральном Крыму, Украина, центр Бахчисарайского района, бывшая столица Крымского ханства. Название переводится с крымскотатарского как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Расположен в предгорьях, на склоне Внутренней гряды Крымских гор, в лесостепной местности, в долине притока Качи — реки Чурук-Су, в 30 км к юго-западу от крымской столицы Симферополя.

Файл:Hansaray.jpg

География Править

Климат Править

Климат полузасушливый, тёплый, с мягкой зимой. Средняя температура воздуха в январе +0,8 °C, в июле +21,7 °C. Осадков — 500 мм в год.

История Править

На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI в. среди них было три основных: город-крепость Кырк-Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут-Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк-Ера и селение Эски-Юрт при выходе из долины. В Салачике и Кырк-Ере со времен Золотой Орды существовали административные центры. На рубеже XV и XVI веков хан Менгли I Герай развернул в Салачике городское строительство, планируя превратить его в крупный столичный центр. Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в 2 км от Салачика, назвав ее Бахчасараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город.

В середине XVII века Бахчисарай состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 50-е годы. В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих.

Файл:Ulo4kaBakhchi.jpg

На протяжении XIX — начала XX веков город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. Вплоть до депортации крымских татар 18 мая 1944 года Бахчисарай был одним из трёх (наряду с Карасубазаром и Алуштой) городов Крыма, в которых преобладало крымскотатарское население.

Динамика численности населения Править

  • 1930 — 10 450 чел. (7420 крымских татар, 1850 русских, 315 евреев, 205 греков, 185 украинцев, 50 немцев, 30 армян, 30 болгар, 365 прочих)
  • 1939 — 10 891 чел.
  • 1989 — 25 363 чел.
  • 2006 — 26 400 чел.

Неофициальное деление на районы Править

Современный Бахчисарай состоит из трёх примерно равных по площади частей: Старого города, Нового города и новых кварталов (5-й, 6-й и 7-й микрорайоны). Старый город расположен в узкой долине реки Чюрюк-Су, для него характерна сохранившаяся со средних веков традиционная планировка (узкие кривые улицы) и традиционные крымскотатарские дома. Новым городом называют кварталы, построенные после Великой Отечественной войны. В этом районе, вытянутом вдоль железной дороги и автомобильного шоссе Симферополь-Севастополь, преобладают частные «переселенческие» дома и блочные пятиэтажки-«хрущёвки». Третья часть города построена 1990-е годы крымскими татарами, вернувшимися из мест депортации. Большой 6-й микрорайон расположен на плато на левом берегу Чюрюк-Су параллельно Старому городу. 7-й микрорайон меньше, он расположен на въезде в город со стороны Симферополя. В этих районах планировка улиц регулярная (все улицы прямые и перескаются под прямыми углами), а застройка состоит из частных домов с небольшими приусадебными участками. В послевоенный период в городскую черту Бахчисарая вошли сёла Эски-Юрт, Ак-Чокрак, Азиз (часть Нового города) и Салачик или Староселье (наиболее удалённая от центра вверх по течению реки часть Старого города).

Экономика Править

В Бахчисарае находятся эфиромасличный, сокоэкстрактный, консервный, молочный, винодельческий заводы, а также комбинаты «Стройиндустрия», «Дориндустрия», шерстипрядильная фабрика. Большую роль играет туризм. В основном город посещают экскурсанты, которые посещают Ханский Дворец и Чуфут-Кале. Однако, Бахчисарай также популярен среди приверженцев активных видов отдыха (пешие маршруты, вело-туризм, скалолазанье). В последние годы выросло количество частных гостиниц и ресторанов, в основном с крымскотатарской или восточной кухней, расположенных в зоне Ханского Дворца и Чуфут-Кале.

Транспорт Править

Бахчисарай расположен на трассе Симферополь (30 км) — Севастополь (около 60 км). В Бахчисарае также начинается живописная дорога на Южный Берег Крыма через гору Ай-Петри. В Бахчисарай можно добраться из Симферополя — пригородными электричками (около 1 часа), поездами дальнего следования (около 40 мин), автобусами (около 30 мин., отходят от Западной автостанции Симферополя) или личным автотранспортом (15-20 мин). Из Севастополя — пригородными электричками (около 1,5 часов), поездами дальнего следования (около 1 часа), рейсовыми автобусами, частным автотранспортом. По дороге из Бахчисарая в Ялту (через Ай-Петри) можно проехать только частным автотранспортом, рейсового сообщения на этой дороге нет.

Междугородние автобусы и маршрутные такси останавливаются на автостанции, расположенной на въезде в город со стороны Симферополя примерно в 2 км от центра, а некоторые проходящие рейсы также на бахчисарайском железнодорожном вокзале.

Из города ходят регулярные машрутные такси и автобусы на морское побережье (сёла Угловое, Песчаное, Вилино, Береговое) и другие населенные пункты Бахчисарайского района.

Городской транспорт представлен маршрутными такси, городскими автобусами, такси. Маршрутные такси и автобусы в основном работают на маршруте Старый Город — ЖД вокзал — Новый Город. В Старом городе большинство маршруток и автобусов доезжают до Салачика, но некоторые доходят только до Ханского Дворца. Наиболее оптимальным транспортом являются маршрутные такси.

Наиболее частые маршруты:

  • Ханский дворец (от ЖД вокзала автобусом или маршрутным такси в направлении «Старый Город», «Староселье» или «Ханский дворец-музей», или такси).
  • Чуфут-Кале, Успенский монастырь, Зынджирлы Медресе (от ЖД вокзала автобусом или маршрутным такси в направлении «Староселье». Возможно также доехать до Ханского Дворца и пройти пешком ок. 2 км, или такси)
  • Новый город (от ЖД вокзала любым транспортом в направлении «Новый город»)
  • 6-й микрорайон (от ЖД вокзала автобусом или маршрутным такси)
Файл:24ФедоровБахчисарайМХК461.jpg

Достопримечательности Править

Главным историческим памятником и туристическим объектом Бахчисарая является дворец крымских ханов — Хансарай. Фонтан слёз в ханском дворце прославлен в романтической поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1822). В городе много мечетей, среди них можно выделить Тахталы-Джами.

Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость (часто именуемая пещерным городом) Чуфут-Кале.

Социальная сфера Править

В городе работают строительный техникум, профессионально-техническое училище,Крымско татарская школа № 5, дом природы, турбаза, бюро путешествий и экскурсий, несколько частных гостиниц. Вокруг Ханского Дворца и Чуфут-Кале функционирует большое количество небольших частных ресторанов, в основном с крымско-татарской и восточной кухней.

Ссылки Править

На Викискладе Category:Bakhchisaray

Шаблон:Tavr-geo-stub Шаблон:Города Крыма