ФЭНДОМ

Шаблон:Другие значения Шаблон:НП Белого́рск (до 1944 г. Карасубаза́р) (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh) — город в Крыму, центр Белогорского района (выделен тёмным на карте-врезке), расположен на реке Биюк-Карасу в 42 км к востоку от столицы Крыма Симферополя. Через Белогорск проходит дорога, соединяющая Симферополь с восточным Крымом (Судак, Феодосия, Керчь).

Название Править

Историческое название города — Карасубазар (изменённое после депортации крымских татар), в переводе с крымскотатарского означает «рынок на Карасу». Карасу — небольшая река, на которой расположен город. Её название дословно переводится на русский как «чёрная вода» (qara - чёрный, suv - вода), в тюркских языках так называют реки, начинающиеся выступающими из-под земли родниками (в отличие от aq suv — белой воды — текущей с горных ледников).

История Править

Первое упоминание о городе относится к XIII веку. В период позднего средневековья Карасубазар был крупным транзитным пунктом на караванных путях, ведших в Гезлев (Евпаторию) и Кефе (Феодосию). Во времена Крымского ханства город был центром владений знатного рода Ширин. Несколько раз (1624, 1628, 1630, 1675) город подвергался разорению запорожскими казаками. В 1736 году после сожжения тогдашней столицы Крыма Бахчисарая российскими войсками во главе с Минихом Карасубазар стал резиденцией хана Фетиха II Герая, однако уже через год город был сожжён армией генерала Дугласа. Вплоть до депортации крымских татар 18 мая 1944 года Карасубазар был одним из трёх (наряду с Бахчисараем и Алуштой) городов Крыма, в которых преобладало крымскотатарское население.

В XIX — первой половине XX века Карасубазар был главным центром крымчаков, но во время немецко-фашистской оккупации всё крымчакское население было уничтожено гитлеровцами.

Экономика Править

Из предприятий действуют ОАТП «Белогорский завод добывающих материалов», КП «Белогорское карьероуправление» и другие более мелкие предприятия.

Социальная сфера Править

В городе есть 4 общеобразовательных школы, 2 лечебных учреждения, поликлиника, дом культуры, кинотеатр, 2 библиотеки, музыкальная и детская спортивная школы, 2 стадиона, краеведческий музей, гостиница, отделения двух банков. Несколько церквей, 3 мечети.

Достопримечательности Править

Памятник архитектуры — развалины караван-сарая Таш-Хан, построенного в XV веке. Вблизи города, возле села Белая Скала (Ак-Кая), расположен удивительный памятник природы — скала Ак-Кая. Каждый год здесь снимают художественные фильмы от «Всадника без головы» и «Человека с бульвара капуцинов» до «Кода апокалипсиса».

Динамика численности населения Править

  • 1926 — 7 634 чел. (2 580 крымских татар, 2 397 русских, 1000 крымчаков, 426 греков, 400 армян, 200 украинцев, 190 евреев)
  • 1939 — 10 829 чел.
  • 1989 — 18 045 чел.
  • 2001 — 18 420 чел. (37 % русских, 28 % крымских татар, 24 % украинцев)

Шаблон:Tavr-geo-stubШаблон:Города Крыма