ФЭНДОМ

Шаблон:НП Керчь (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh, Шаблон:Lang-dru, Шаблон:Lang-grc) — город в восточной части Крыма на берегу Керченского пролива, город-герой. Керчь является одним из древнейших городов мира, и в настоящее время на её территории находится множество памятников истории и архитектуры, относящихся к различным эпохам и культурам.

История Править

Шаблон:Main

Античность Править

Пантикапей[1] (греч. Pantikápaion от иранского Panti-Kapa означ. рыбный путь) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня — Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э.. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса.

Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати — скифские вожди, осуществлявшие военно-политичекий протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.

Военная конфедерация на Боспоре. Пантикапей Править

Файл:Kerch Pantikapaeum.jpg

Территория, на которой расположена современная Керчь, была уже заселена в XVIIXV веках до н. э., о чем свидетельствуют археологические раскопки, проводимые в районе посёлка Маяк. Однако история Керчи как города началась около 2600 лет назад, когда в конце VII века до н. э. на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в.до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению — скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. — и золотую.

К середине 80-х гг. IV в. до н. э. города по обе стороны пролива теряют независимость и входят в Боспорское государство Спартокидов со столицей Пантикапеем.

Благодаря своему географическому положению город долгое время находился на пересечении торговых путей между Европой, Средней Азией, Китаем и Средиземноморьем. Основными продуктами экспорта Пантикапея являлись зерно и солёная рыба. Широкое распространение получило виноделие.

Столица Боспорского царства. Династии: Археанактиды, Спартокиды. Править

Файл:ВП вход в Царский курган.jpg

Боспорские цари от Археанакта до Рескупорида VI.

Представитель знатного милетского рода Археанакт, стал архонтом (выборным магистратом) для демократичекого союза большинства греческих городов на Боспоре с 479 г. до н. э. со столицей в Пантикапее. В течение последовавших 42 лет в Боспорской конфедерации председательствовалиАрхеанактиды, которых Диодор, модернизируя прошлое, по ошибке назвал «царствующими» (для Диодора все боспорские правители были царями). При Спартокидах, сменивших Археанактидов в 438 до н. э. и правящих на Боспоре до 109 до н. э., уже все без исключения города бывшей конфедерации подчинялись Пантикапею — политическому, торговому, ремесленному и культурному центру. В результате активной внешней политики Спартокидов — тираническая власть которых переросла в царскую — Боспорское царство в середине IV в. до н. э. включило в себя восточную Таврику и Таманский полуостров.
Расцвет Боспорского царства относится периоду правления Левкона I с 389 по 349 гг. до н. э., его сыновей и заканчивается на внуке Евмеле (309—304 гг. до н. э.), в планы которого входило сделать Понт Эвксинский (Чёрное море)внутренним морем своего царства.

Последний из Спартокидов — Перисад V — не смог противосстоять притязаниям варваров (сарматов?) на гегемонию над Боспором и принуждён был отречься от престола в пользу Понтийского царя Митридата Евпатора. Однако в 107 до н. э. во время переговоров с Диофантом о передаче власти понтийскому царю в Пантикапее вспыхнуло восстание Савмака, и последний из рода Спартокидов Савмаком был убит.

Савмак Править

Вождь повстанцев скиф Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся в период правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовки Митридат VI направил из Синопы большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включены херсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватили Пантикапей. Савмак был пленён, а Боспорское царство перешло под власть Митридата VI.

Митридат VI Евпатор Править

Подавив восстание, Митридат стал управлять Боспорским царством, которое вошло в Понтийское.

В течение трех Митридатовых войн Пантикапей и все Боспорское царство работает на воюющего с Римской империей понтийского царя.

В 65 г. до н. э. Потерпевший поражение Митридат укрывается в Пантикапее и, узнав в 63 г до н. э. о предательстве сына Фарнака II, закалывается по своей просьбе начальником своего отряда телохранителей, когда его в пантикапейской цитадели окружают восставшие против него и подстрекаемые его сыном войска.

Римская колония. Тиберии Юлии. Царь-сармат Аспург Править

Помпей признал боспорским царем Фарнака, доказавшего верность Риму тем, что поднял против отца мятеж.[2]

После убийства Евпатора I (Скрибония) в 14 г до н. э. Боспорское царство на триста лет становится вассальным царством Римской империи. В 14 году н. э Тиберий закрепляет титул царя за сарматом по имени Аспург, который опирается на неограниченный потенциал кочевого войска проводит серию победоносный войн со скифами, укрепляет Боспор, расширяет границы своего царства и получает звание φιλοκαισαρ — «друга цезаря», получает римское гражданство с правом передачи его по наследству, именуется великим царем, царствующим над всем Боспором, Феодосией, синдами, меотами, торетами, псессами, тарпетами и танаитами. С I века н. э. местные цари принимают новое династическое имя и становятся Тибериями Юлиями.

После смерти Аспурга Калигула утверждает на престоле в Пантикапее кандидатуру Митридата VIII. Однако он принялся реализовывать курс на независимость. В первом этапе Боспорской войны 45. 49 гг он был свергнут римлянами и бежал на азиатскую часть Боспора. В Риме 68 году после неудачной попытки заговора против императора Гальбы его казнят.

Конец Боспорского царства Править

В первые века нашей эры Пантикапей, как и всё Боспорское царство, подвергся нападению остготов.

Окончательно Пантикапей как столица государства прекратил свое существование в 370-е годы н. э. во время гуннского нашествия. Обширные участки столицы были превращены в руины. Однако город продолжал жить, и, вскоре возродившись, превратился в крупный торгово-ремесленный центр Северного Причерноморья.

Средние века Править

Файл:ВП Иоанна Предтечи Керчь старейшая.jpg
Файл:Kerch Enikale Fortess.jpg

В VI веке город находился под властью Римской (Византийской) Империи. По решению императора Юстиниана I сюда был направлен гарнизон и началось строительство крепости, получившей название Боспор. Город становится центром епархии, и культура местного населения развивается под влиянием греческого православия.

В VIII веке Крым попадает в сферу влияния Хазарского каганата. Боспор получает тюркское название Карша, или Чарша, что в переводе с тюркского означает рынок.

К IXX векам хозяевами Северного Причерноморья стали славяне. С образованием Тмутараканского княжества город, названный Корчевом, играл важную роль как морские ворота Киевской Руси. В XII веке древнерусский Корчев подвергся половецким набегам и разрушениям, и вскоре вернулся в сферу влияния Византии, но славянское население продолжало жить в городе и позже, до монгольского нашествия. В XIII веке Крымом, в том числе и Корчевом, завладели разноплеменные орды кочевников (впоследствии получивших собирательное название «татары»), предводительствуемые монголами.

В 1318 году город вошёл в состав Генуэзских колоний в Северном Причерноморье, центром которых была Каффа. При генуэзском правлении город, который они называли Черкио и Воспоро, являлся крупным морским портом. Население занималось соляным и рыбным промыслами, власть принадлежала консулу, который подчинялся правительству в Каффе.

В 1475 году город переходит к Османской империи. При османах Керчь приходит в упадок и неоднократно подвергается набегам со стороны Запорожских казаков. В начале XVIII века, в ответ на усиление военной мощи России на Азовском море, турки строят на Керченском проливе крепость Ени-Кале.

Новое время Править

После Русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года, Керчь и крепость Ени-Кале были переданы России.

В состав Таврической губернии Керчь вошла в 1783 году. Население города состяло из греков, русских, украинцев, итальянцев и армян. В 1790 году в Керченском проливе произошёл бой, в котором русский флот под командованием адмирала Фёдора Ушакова одержал победу над турками. В 1821 году Керчь и Ени-Кале выделили в особую административную единицу — Керчь-Еникальское градоначальство. С этого времени город начинает благоустраиваться — проложено шоссе с тротуарами, соединившее город с Ени-Кале, главные улицы освещались фонарями, открыт государственный музей древностей и уездное училище, которое готовило счетоводов и делопроизводителей. К 1830 году в Керчи насчитывалось 24 рыболовных предприятия, возросло значение Керченского порта. В 1846 году на базе крупного месторождения железной руды, обнаруженного на Керченском полуострове, начал работу чугуноплавильный завод. К середине XIX века население Керчи составляло 13,6 тысяч жителей.

В 1855 году во время Крымской войны английские войска разрушили и разграбили город.

Во второй половине XIX века в Керчи построены механический и цементный заводы, открыты консервный завод и табачная фабрика, проведены работы по углублению и расширению фарватера Керченского пролива. В 1900 году начал давать продукцию металлургический завод, в Керчь проведена железная дорога, население города составляло более 33 тысяч человек.

После упадка, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, город возобновил свой рост. К 1939 году население города достигло 104 500 человек.

Керчь в годы Великой Отечественной войны Править

Файл:ВП Аджимушкай.jpg

В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь. После тяжелых боёв в ноябре 1941 года немцы захватили город. Первый раз город был освобожден 30 декабря 1941 года в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции. После отступления советских войск в мае 1942, часть советских воинов укрылась в Аджимушкайских каменоломнях. После войны в Аджимушкае был открыт музей. За время войны численность населения города сократилась с 70 тыс. до 6,5 тыс. человек.

31 октября 1943 года советские войска начали переправу через пролив. 11 апреля 1944 года Керчь была окончательно освобождена. О тяжести и ожесточенности боев при обороне и освобождении Керчи свидетельствует тот факт, что за эти бои 146 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 21 воинская часть и соединение были удостоены почетного звания «Керченские».

14 сентября 1973 года Керчи было присвоено звание город-герой.

Обелиск Славы на горе Митридат открыт 8 августа 1944 г. Это самый первый монументальный памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны на территории СССР.

Археология Править

Файл:ВП раскопки Пантикапея.jpg

Планомерные раскопки в Керчи начались с 30-х годов XIX века. В 1872 году при раскопках в районе крепости Ени-Кале была найдена свинцовая печать Ратибора, наместника Великого князя Киевского Всеволода в Тмутаракани, а при раскопках 1912 года обнаружена печать Феофании Музалон, византийской патрицианки, жены князя Олега Святославича.

В черте города находятся несколько курганов — погребальных сооружений под высокой искусственной насыпью. Регулярно проводятся археологические работы на горе Митридат, на вершине которой в V веке до н. э.III веке н. э. располагался акрополь Пантикапея. Античные городища Нимфея, Китея и Порфмия также подвергаются систематическим раскопкам. Несколько древних городов периода Боспорского царства были обнаружены на Азовском побережье Керченского полуострова, однако к настоящему времени они недостаточно изучены.

Керчь включена в международную программу ЮНЕСКО «Шелковый путь»

География Править

Шаблон:Заготовка раздела

Расположение и рельеф Править

Климат Править

Административное устройство Править

Файл:Kerch Mitridat.jpg

До 1988 г. Керчь была поделена на три района, каждый из которых имел собственные партийные и органы самоуправления:

  • Кировский (ныне — Центр)
  • Ленинский (ныне — зд. Войкова)
  • Орджоникидзевский (ныне — Аршинцево)

Население Править

По данным всеукраинской переписи населения 2001 года в населении района присутствовали следующие этнические группы:

Экономика Править

Файл:ВП завод Войкова Керчь.jpg

Во второй половине XX века Керчь стала крупным судостроительным и металлолитейным центром.

Одним из градообразующих предприятий в то время являлся Керченский металлургический завод им. Войкова. Завод построен более 100 лет назад для переработки железной руды, добываемой на Камыш-Бурунском железорудном комбинате. В настоящее время завод переименован в ОАО «Керченский металлургический комбинат» (в стадии банкротства) в состав которого входит ООО «Керченский стрелочный завод».

Другим крупным предприятием является судостроительный завод «Залив», занимающийся постройкой военных кораблей и большегрузных танкеров. Также в городе расположены: завод стройматериалов, стеклотарный комбинат, ряд предприятий пищевой промышленности.

На протяжении всей истории города важную роль в его жизни играл рыбный промысел, и в настоящее время значительная часть населения Керчи занята работой на предприятиях рыбного хозяйства.

После распада Советского Союза и перехода на рыночную экономику металлургическая и судостроительная отрасли пришли в упадок. Камыш-Бурунский железорудный комбинат был остановлен и сейчас практически полностью уничтожен. Были остановлены и закрыты ряд других крупных предприятий города. Мощность судостроительного завода «Залив» сократилась в несколько десятков раз.

Транспорт Править

Файл:ВП вид на Керчь.jpg

Междугородные и международные перевозки Керчи обслуживают Керченский торговый порт, порт «Крым» паромной переправы между Керченской переправой и Таманью, железнодорожный вокзал, автостанция и небольшой аэропорт. Кроме того, в 14 км северо-западнее Керчи имеется военный аэродром «Багерово».

Для транспортировки через Керченский пролив железнодорожных составов и автомобилей в начале 1950-х годов была построена паромная переправа. Во второй половине 1980-х годов перевозка железнодорожных составов через пролив была прекращена в связи со старением ж/д паромов и портового оборудования. В течение почти 15 лет переправа занималась только транспортировкой автомобилей, но в 2004 году, после прибытия новых судов и реконструкции портовых сооружений железнодорожные перевозки через Керченский пролив возобновились.

В качестве общественного транспорта в городе используются преимущественно автобусы и маршрутные такси.

В 2004 была пущена первая в городе троллейбусная линия, проектирование которой было начато ещё в 70-х годах XX века. В 2007 году, на день города, была запущена вторая очередь троллейбусной линии, соединившая кольцо на Ворошилова и завод им. Войкова.[4]

Сейчас ведётся подготовка к строительству третьей троллейбусной линии, которая соединит автовокзал с железнодорожным вокзалом.[5]

Трамвай Править

В Керчи с 1935 по 1941 существовало трамвайное сообщение на электрической тяге.[6]

Торжественное открытие трамвайного сообщения в Керчи состоялось 7 ноября 1935 года. Первая трамвайная линия протяжённостью 5,9 км соединила консервный завод и завод им. Войкова.

В 1937 году был уложен путь от консервного завода до железнодорожной станции Керчь, а в 1938 он был доведен до табачной фабрики.

В период первой немецкой оккупации (ноябрь — декабрь 1941 года) трамвай не работал. После освобождения города 29 декабря 1941 года сообщение возобновилось — по трамвайной линии на завод им. Войкова трамвайные вагоны возил паровоз. В мае 1942 года Керчь вновь была занята немецкими войсками. Разрушенное в ходе военных действий трамвайное хозяйство комиссия наркомата коммунального хозяйства РСФСР решила не восстанавливать.

Наука и образование Править

Файл:ВП Керчь жен гимназия.jpg

На территории города функционируют (на 2004 г.):

  • 28 школ
  • 9 ВУЗов, из них: 1 — государственной формы собственности, остальные 8 — негосударственной формы собственности являются филиалами, отделениями, учебными консультационными пунктами ВУЗов Крыма, Украины и России. Ведущим ВУЗом является Керченский государственный морской технологический университет (КГМТУ, бывший КМТИ);
  • судомеханический и политехнический техникумы
  • медучилище
  • 6 профессионально-технических училищ
  • дошкольные детские учреждения

Спорт Править

В 2006 году керчанин Артур Жильцов занял 2 место на чемпионате мира по таэквондо среди юниоров.[7]

До 2007 года в в городе существовала футбольная команда ФК Керчь (ранее ФК Боспор). Из-за недостаточного финансированияШаблон:Источник? была снята с чемпионата Крыма, хотя в предыдущем сезоне показала неплохой результат. Также в Керчи функционирует множество детских спортивных кружков.

Культура Править

Файл:ВП Керчь театр.jpg

Достопримечательности Править

Богатое культурно-историческое наследие города создает предпосылки для научного туризма. Наиболее известными достопримечательностями Керчи являются:

  • Городище Пантикапея (V век до н. э.III век н. э.);
  • Царский курган — усыпальница одного из боспорских царей (IV век до н. э.);
  • Церковь Иоанна Предтечи (757 год);
  • Крепость Ени-Кале (XVIII век);
  • Большая Митридатская лестница, построенная в 18331840 годах по проекту итальянского зодчего А. Дигби. Лестница ведёт на вершину горы Митридат и состоит из 428 ступеней;
  • Обелиск Славы на горе Митридат. Автор ­- архитектор Алексей Дмитриевич Киселев. Открыт 8 августа 1944 г. Первый монументальный памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны на территории СССР;[8]
  • Музейный комплекс в каменоломнях Аджимушкая;
  • Нимфей — раскопки в Героевке;
  • Парус — памятник героям Эльтигена;
  • Крепость Керчь (XVIII век).

Праздники Править

  • День освобождения Керчи, 11 апреля (1944 г.)
  • День рыбака, второе воскресенье июля (с 1988 г.)
  • День города, вторая суббота сентября (с 1998 г.)

Туризм и отдых Править

Благодаря своему расположению на берегах Черного и Азовского морей, Керчь в летнее время привлекает отдыхающих из стран бывшего СССР. В окрестностях города расположен ряд пансионатов и баз отдыха.

На Керченском полуострове находится несколько целебных грязевых источников.

Курортные учреждения Править

  • санаторий «Парус»(ул. Суворова, 1);
  • санаторий «Мечта» (пер. Орджоникидзе, 8);
  • санаторий «Керчь» (ул. Петрухина, 9);
  • база отдыха «Альбатрос»;
  • база отдыха «Сказка»;
  • санаторий «Киев» (ул. Московская, 18);
  • санаторий «Космос» (ул. Старая дачная, 12).

Гостиницы Править

  • «Залив» (ул. Курортная, 6а);
  • «Керчь» (ул. Кирова, 11);
  • «Меридиан» (ул. Свердлова, 83);
  • «Моряк» (ул. Гагарина, 3);
  • «Межрейсовый отдых моряка» (ул. Марата, 9);

Известные люди, связанные с Керчью Править

Почётные граждане города-героя Керчи Править

Файл:Kerch honourable citizen.jpg

Звание присваивается за выдающиеся заслуги перед городом Керчь. В настоящий момент в списке почётных граждан Керчи 22 фамилии[9]:

Города-побратимы Править

  1. Шаблон:Флаг Белоруссии Могилёв, Белоруссия (с 1998 г.)
  2. Шаблон:Флаг России Смоленск, Россия (с 1998 г.)
  3. Шаблон:Флаг Турции Чанаккале, Турция (с 1999 г.)
  4. Шаблон:Флаг России Орёл, Россия (с 2004 г.)
  5. Шаблон:Флаг России Одинцово, Россия (с 2004 г.)
  6. Шаблон:Флаг России Сочи, Россия (с 2005 г.)

Керчь в популярной культуре Править

Музыка Править

  • Керчь упоминается в названии тексте двух песен группы Ляпис Трубецкой «Керчь» и «Керчь-2»
Был в Керчи? Не был — молчи!

Фильмы Править

Фильмы, целиком или частично снятые в Керчи:

Координаты в системе GPS Править

  • Ени-Кале (Еникале): (WGS 84): N 45 20.8368 E 36 36.1027
  • Керченской крепости: (WGS 84): N 45 18.8799 E 36 28.1891
  • оз. Тобечик: (WGS 84): N 45 10.8202 E 36 24.2984
  • Царского кургана (WGS 84): N 45 22.4974 E 36 32.7114
  • Мелек-Чесменского кургана (WGS 84): N 45 21.7691 E 36 28.2041
  • Вершины горы Митридат (WGS 84): N 45 21.0029 E 36 28.1762
  • Большой Митридатской лестницы (WGS 84): N 45 22.0482 E 36 28.3833

Литература Править

Античность Править

  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство.; М.: Издательство Академии наук СССР, 1949
  • Виноградов Ю. А. Там закололся Митридат: военная история Боспора Киммерийского в доримскую эпоху; СПб.: Петербургское Востоковедение; М.: Филоматис, 2004
  • Горончаровский В. А. Между империей и варварами: военное дело Боспора римского времени; СПб.: Петербургское Востоковедение; М.: Филоматис, 2003
  • Молев Е. А. Эллины и варвары. На северной окраине античного мира; М.: ЗАО Центрполиграф, 2003
  • Подосинов А. В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья; М.: Наука, 1985
  • Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов; СПб.: Алетея, 2001

Примечания Править

  1. По преданию, место для Пантикапея грекам выделил скифский царь Агаэт (источник: Стефан Византийский, Словарь, статья «Пантикапей»; М. В. Скржинская, «Скифия глазами эллинов»). Легенды также связывают основание города с циклом мифов об аргонавтах, считая его ойкистом сына легендарного колхидского царя Эета ( Ээта), у которого эллины похитили золотое руно. В действительности же основателями Пантикапея были милетяне.
  2. App. Mithr. 113 Митридатовы войны. Аппиан. Римские войны; Dio Cass. XXXVII.14.2. Дион Кассий. Римская история.
  3. Шаблон:Ref-uk Дністрянський М. С. Етнополітична географія України. Львів: Літопис, 2006. С.452-453.
  4. В Керчи открыли 2-ю очередь троллейбусного движения, Городские новости, kerch.com.ua
  5. В Керчи готовят улицы для III троллейбусной линии, Городские новости, kerch.com.ua
  6. kra2016.narod.ru/History_tram_of_Kerch.html История развития трамвая в Керчи
  7. Керченская городская федерация таэквондо ITF
  8. Б. М. Надежин, Архитектура мостов. 94,[1] с. ил. 20 см, М. Стройиздат 1989
  9. Почётные граждане города Керчь

Ссылки Править

Шаблон:Города Крыма Шаблон:Города-герои Шаблон:Порты Чёрного моря